Призрачные овцы, духи из потустороннего мира, маленькие люди, выпрыгивающие из картины, загадочные сновидения — творчество японского писателя Харуки Мураками описать сложно, но еще сложней его понять. Однако за всем этим лежат четкие мотивы — исследование человеческой натуры, межличностных связей и попытка понять жизнь в целом.
Двусмысленность, неопределенность и сомнительная реальность — характерные черты всех работ Мураками. По его мнению, это причина того, почему его произведения становятся так популярны в странах во времена политической нестабильности (например, в России в 90-е или в Германии во время падении Берлинской стены).
Странные образы, появляющиеся в разуме писателя, он принимает легко и свободно, давая волю воображению. Вот, что он говорит об одной из сцен в книге «Кафка на пляже»:
Люди спрашивают меня: «Почему рыба? И почему она падает с неба?». Но у меня нет на них ответа. Мне просто пришла в голову мысль, что что-то должно упасть с неба.
То, что приходит мне в голову — из глубокого подсознания [что отзывается в душе у читателя]. Так что теперь у нас с читателем есть тайное место встречи в подсознании. И в этом месте, может быть, абсолютно натурально, что рыба падает с неба. Важно именно место встречи, а не анализ символики. Это я оставлю интеллектуалам.
Произведения Мураками сложно отнести к классической японской литературе. В них герои имеют ценности, близкие к западным, и много отсылок к музыке того же направления (например, The Beatles или Frank Sinatra).
Родившись сразу после войны, я вырос в американской культуре: слушал джаз и американский поп, смотрел американские телешоу — это было окно в другой мир. Но мало-помалу у меня появился свой собственный стиль. Не японский или американский — мой.
По мере роста статуса Мураками как писателя, он также начал совершенствовать свою ежедневную «писательскую рутину»: подъем в 4 утра, затем работа над книгой в течение 5-6 часов; пробежка около 10 километров или плавание полтора километра (или и то, и другое), затем он проводит некоторое время за чтением и ложится спать в 9.
Физическая сила также необходима, как художественная чувствительность.
Говоря о творчестве Харуки Мураками, нельзя не отметить роли, которые персонажи неизменно играют в романах. Точнее — различие этих ролей между мужчинами и женщинами.
Типичный главный герой Мураками — отвлеченный, одинокий, равнодушный, социально замкнутый и зачастую безымянный наблюдатель. Он полон эмоций и чувств, загадочен, и читатель воспринимает происходящее эксклюзивно сквозь его глаза.
Девушки Мураками существуют на границе с реальностью, переодически выпадая из нее. Они, словно за руку, ведут главного героя к переменам, сопровождая его в трансформациях на пути к своей судьбе. Зачастую женщины в романах, особенно второстепенные персонажи, играют исключительно сексуальную роль, не имея возможности существовать самим по себе и иметь свободу самовыражения в других частях своей жизни. Однако такая тенденция не универсальна — библиография писателя полна случаев, где герои женского пола сложны и многосторонны.
Сам Мураками на это отвечает просто: не всем персонажам суждено иметь много граней, ведь фокус в его историях — на окружающей среде и на том, как герои с ней взаимодействуют — независимо от пола.
В моем случае, я могу размышлять над сложными вопросами гендерных ролей только с помощью художественной литературы. Не склоняясь к позитивным или негативным, лучшее, что я могу сделать, — это подойти к этим историям так, как они есть, внутри меня. Я не мыслитель, не критик и не общественный деятель. Я всего лишь писатель.
К югу от границы, к западу от солнца
Звук старинных пластинок, атмосфера джаз-бара, смутные пейзажи Токио — в «К югу от границы, к западу от солнца» Харуки Мураками берет повседневные детали и превращает их в нечто захватывающее и мечтательное.
Друзья детства, внезапно разлученные, встречаются снова спустя 25 лет. История о взрослении, мечтах и дружбе с нотками грусти и мистики мало кого сможет оставить равнодушным.
Мне всю жизнь казалось, будто я хочу сделаться другим человеком. Меня все время тянуло в новые места, хотелось ухватиться за новую жизнь, изменить себя. Сколько их было, таких попыток. В каком-то смысле я рос над собой, менял личность. Став другим, надеялся избавиться от себя прежнего, от всего, что во мне было.
Танцуй, танцуй, танцуй
Достаточно ранний роман Мураками о мистическом отеле, сомнительной реальности и исчезнувшей девушке с неизвестным именем. Давним читателям главный герой знаком хорошо — плывущий по течению мужчина средних лет, с почти несуществующей социальной жизнью, завороженный прошлым. Писательский талант Мураками наполняет историю пропавшей девушки витиеватыми размышлениями о человеческой натуре, поэтому если вам такое близко — наслаждайтесь.
Раньше я думал, люди взрослеют год от года, постепенно так... А оказалось – нет. Человек взрослеет мгновенно.
Много у тебя в жизни людей, которые говорили бы с тобой о тебе?
Хроники заводной птицы
Описать содержание «Хроник заводной птицы» сложно — настолько она полна сюрреализма. Чувство реальности, присутствующее в начале, постепенно испаряется, освобождая место снам, перетекающим в явь. Все, что остается — расслабиться и позволить этому течению унести тебя с собой.
Способен ли один человек до конца понять другого? Мы можем потратить массу времени и усилий, пытаясь узнать другого человека, а как близко удается нам в результате подобраться к его сущности? Мы убеждаем себя, что разбираемся в людях, но известно ли нам о них что-нибудь поистине важное?
Норвежский лес
Один из самых известных романов Харуки Мураками «Норвежский лес» пронизан знакомыми мотивами писателя — взросление в Токио, сложная динамика отношений между героями, смерть... Главный герой блуждает по воспоминаниям, а мастерская авторская подача заворачивает все это в тонкие и впечатляющие строки прозы.
В мире есть люди, которые любят изучать железнодорожные расписания и делают это дни напролёт. Другие строят из спичек метровые корабли. И нет ничего удивительного, что в этом мире кому-то захотелось узнать тебя ближе.
Послемрак
«Послемрак» — роман, который стоит читать размеренно, наслаждаясь каждой строчкой и пропуская происходящее через себя. Он небольшой и идеально подойдет для короткого знакомства с творчеством писателя. Действие происходит зимней токийской ночью с 11:56 до 6:52, и за простым слогом о мраке холодного времени года скрывается глубокий смысл — о темноте человеческой души.
Человеческая жизнь не так примитивна, чтобы делить ее только на мрачные и светлые стороны. Между светом и мраком — миллионы теней и переходных оттенков. И разумный человек всю жизнь учиться их различать.
Фото: Aishy
ВАМ ТАКЖЕ МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО